Всеобщее спасение в Исламе [*]

Автор: Шарипова Р.М.


 


Остановимся на деятельности другого замечательного общественного деятеля, публициста и богослова Мусы Яруллы Биги, автора многочисленных работ, посвященных исламу: "Комментарий к аль-Лузуми-ят" (1907), "История Корана и коранических текстов" (1909), "Основы ислама" (1910), "Доказательства милосердия божьего" (1911), "Пост в долгие дни" (1911), "Маленькие мысли в больших делах" (1914), "Основы шариата" (1916), "Основы исляхата" (1918) и др. Любопытно, что он в 1923 г. опубликовал за рубежом книгу "Азбука исламията", в которой дискутирует с "Азбукой коммунизма" Н. Бухарина. Вообще М.Я. Биги принимал активное участие в политической жизни мусульман России. Он являлся бессменным секретарем всех мусульманских съездов, проходивших между 1905 и 1917 г. [1]

Будучи сторонником осмысленного восприятия Корана народом, Биги занимался его переводом на татарский язык. Большую популярность получила работа М. Биги "Доказательства божьего милосердия", где он утверждает, что "Божьей милостью облагодетельствованы все, даже неверующие". Идеи о всеобщей Божьей милости Биги заимствовал из произведений средневековых ученых [2]. Он разделял взгляды таких великих мыслителей, как Абу Йазид Вистами, Джунайд Багдади и Зу-Нун Мисри, утверждавших что все люди, независимо от вероисповедания, будут избавлены от наказания Всевышнего. Эти идеи легли в основу его труда по истории религии, где универсальность Божьей милости рассматривалась как основополагающий принцип человеческой цивилизации. Критическое отношение общественности к названным идеям заставило ученого детально обосновать и объяснить их. Биги исходил из того, что убеждение об обреченности людей на вечные муки в будущей жизни несовместимо с такими предписаниями Корана, как милосердие по отношению к грешникам (39:53); изречениями о том, что Аллах "всех милостью объем-лет" (40:7); что Он "всех ради милости создал" (11:119), что "никто не должен сомневаться в милости Его" (12:87) и др.

Биги поставил цель найти как можно больше доказательств в пользу теории о всеохватной доброте Аллаха. С его точки зрения, с подобной задачей прекрасно могли бы справиться математики, оперирующие такими понятиями, как бесконечность времени и пространства, но они не дошли до понимания бесконечности Божественной милости . По мнению Биги, только поэтому изучение такой важной проблемы стало уделом консервативно мыслящих мутакаллимов. Внимательно изучив их сочинения, ученый приходит к выводу: "Книги мутакаллимов, которые никому никогда и ни по одному вопросу не давали удовлетворительного ответа, оказались неспособными предоставить мне какую-нибудь стоящую мысль. Наоборот, они только усилили мои сомнения" . Прекрасную пищу для размышлений о всеобъемлющей милости Аллаха ученому дали произведения великих суфиев Руми, аль-Кашири, Ибн аль-Араби. "С помощью этих трех исламских мыслителей клубки сомнений, занявшие место в моей душе, распустились один за другим... Айаты Корана, не противореча друг другу, расположились в моем сердце", - писал Биги . Айаты Корана, по его утверждению, помогли ему понять ряд преимуществ ислама. Одно из них он усматривал в том, что исламское учение требует веры не только в истину, содержащуюся в Коране, но и в истину предшествующих Писаний, истину, ниспосланную пророкам разных народов мира. Об этом со всей определенностью сказано в начале коранического текста: "Те, которые веруют в то, что ниспослано тебе, и в то, что было ниспослано до тебя" (2:4), Ислам таким образом, подчеркивал Биги, признает истину, поведанную в священных книгах всех монотеистических религий. Так что основным принципом, определяющим отношение Священного Корана к другим Писаниям, является признание того, что все они входят в одну семью, все суть Божественного происхождения. То есть ислам с уважением относится к религиям других народов, к их законам, и это его свойство, как отмечал Биги, можно сравнить с абсолютной Божественной милостью. Даже слово "терпимость" не может адекватно передать представление о той широте, которая характеризует отношение ислама к иным религиям. В применении ко всем ним он учит одинаковой любви, одинаковому уважению, одинаковой вере. Поэто му, как подчеркивал Биги, ислам получил широкое распространение среди народов разных стран. Однако, став орудием в руках узколобых служителей культа, выдвинувших правило "веруй только так, а иначе будешь гореть в аду!", ислам, подобный необъятному океану, стал величиной с ручеек. Разумеется, такой ислам, согласно справедливому утверждению ученого, не мог способствовать объединению всех людей.

Через философские рассуждения о таких понятиях, как время и пространство, Биги подошел к осознанию второго преимущества ислама, а именно - избавления всех людей от Божьего наказания. Земная жизнь быстротечна, подобна мигу, а будущая жизнь - вечность. Как может Всевышний, дав человеку счастье всего лишь на мгновение, обречь его на бесконечные страдания в потустороннем мире? Как в таком случае объяснить такие Его качества, как Милостивейший и Милосерднейший, с которых начинаются все суры Корана? Одних этих вопросов, по мнению ученого, достаточно, чтобы говорить о всеобъемлющей доброте Аллаха. Во всех религиях подчеркивается любовь и милосердие Всевышнего, но истинное и окончательное выражение эти великие Божественные свойства находят лишь, с точки зрения Биги, в исламе. Ни одна религия не дает такого утешения, какое можно найти в 53-м айате 39-й суры: "О, рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе, не теряйте надежды на милость Аллаха. Воистину, Аллах прощает полностью грехи, ибо Он - Прощающий, Милосердный". Здесь сказано о безграничной милости Аллаха, перед которой грехи людей кажутся незначительными. Биги полагал, что даже если бы в исламе не было ни одного доказательства в пользу гуманного принципа о всепрощении, его следовало бы придумать . Как бы предупреждая одну из мыслей Р. Фахрутдинова, ответившего ему в 1910 г. книгой "Рэхмэт Илахийа мэсьэлэсе", Биги говорит, что если сегодня он не поднимет этого вопроса, то завтра это сделает другой. Биги подвергает критике мутакаллимов, считавших, что только верующие попадут в рай, а неверные станут обитателями огня. Такой точки зрения, говорит мыслитель, придерживается каждый мусульманин. По мнению ученого, традиционное толкование айатов Корана о наказании грешников (4:47, 18:28) носит поверхностный характер, не учитывает особенности арабского языка и образа жизни арабов, считавших высшим достоинством людей прощение преступника. Коран, как полагает Биги, отражает лучшие качества арабов, и его айаты о наказании не исключают надежду на то, что Всевышний простит всех людей.

Универсальность Божественной милости ученый доказывает ссылками на хадисы и айаты Корана. Например, айат 156-й суры "Преграды": "Наказанием Моим Я поражаю, кого желаю, а милость Моя объемлет всякую вещь", - он объясняет следующим образом. Ни одно из качеств Аллаха не подчеркивается в Священном Писании так настойчиво, как милосер дие. В мире есть зло, и творящие его должны получить по заслугам, но милость Всевышнего "объемлет всякую вещь". Истина заключается в том, что даже кара - это этап в Божественном Откровении, так как цель ее не наказать, а исправить грешника.

Как уже говорилось, аргументами в пользу универсальности милости Аллаха служат также, по мнению Биги, такие атрибуты Всевышнего, как "ар-Рахман" ("Милостивый") и "ар-Рахим" ("Милосердный"). Если большинство комментаторов переводят "ар-Рахман" как "Милостивый ко всем людям в этом мире", а "ар-Рахим" как "Милостивый только к мусульманам в потустороннем мире", то Биги считает, что "ар-Рахман" - это любовь и милосердие Всевышнего, проявившиеся в создании Мироздания, а "ар-Рахим" - любовь и милосердие, проявляющиеся в существовании Мироздания. Иными словами, Всевышний милостив ко всем людям независимо от их религиозных убеждений.

В Священном Коране, подчеркивает ученый, в частности в 147-м айате суры "Скот": "Если они считают тебя лжецом, то скажи: "Господь ваш - обладатель милости обширной, и Его мощи не отклонить от народа грешного", - всеобъемлющее милосердие Аллаха упоминается даже тогда, когда речь идет об отвергающих Святого Пророка. Неверных не постигла немедленная гибель исключительно благодаря милосердию Аллаха. Но поскольку наказание виновных - само по себе милость по отношению к слабым и угнетенным, виновных предостерегают, что, если они бу дут упорствовать в своих прегрешениях, им не избежать кары".

В качестве доказательства всеохватывающей милости Аллаха Биги приводит также хадис: "Спросил Пророк: "Бросит ли мать свое дитя в огонь?" На что сподвижники ответили: "Нет, если в ее силах, то никогда не бросит". Тогда Пророк ответил: "Я клянусь, что милость Аллаха к своим рабам больше милости матери к своему чаду"". Этот хадис, говорит мыслитель, не нуждается в разъяснении.

Другой хадис об абсолютной милости Аллаха: "Не останется в аду никто, у кого в сердце была хоть крупица добра".

Пятый айат суры "Совет" не менее убедительно, чем вышеприведенные примеры, говорит о всеобъемлющей любви Всевышнего: "Небеса готовы разверзнуться над ними, а ангелы возносят хвалу своего Господа и просят прощения тем, кто на земле. О, да! Ведь Аллах- Прощающий, Милостивый!" Биги объясняет, что смысл айата в том, что людские пороки заслуживают немедленной кары, но милосердие Аллаха дает виновным отсрочку. Недовольство Всевышнего прегрешениями людей очень велико. Однако Его милосердие превосходит все. Молитвы ангелов о прощении человека свидетельствуют о желании Самого Аллаха простить людей. Людские грехи не заслуживают прощения, но прощение свойственно Богу и проявляется через заступничество ангелов. Он говорит, что ангелы просят прощения тем, кто на земле, не делая различия между уверовавшими и неуверовавшими. А выражение "ведь Аллах - Прощающий, Милостивый", следующее в конце айата есть благая весть, сообщенная самим Аллахом и гласящая о том, что эти мольбы о прощении будут услышаны.

Последнее доказательство Биги также выводит из Корана: "А кто призывает вместе с Аллахом другого бога - нет у него для этого доказательства, и счет его только у его Господа! Не бывают счастливы неверные! Скажи же: "Господи, прости и помилуй! Ты - лучший из милующих!"" (Верующие: 117-118). Муса Биги видит в этом то, что мутакаллимы, по своему усмотрению решавшие, кому будет наказание, а кому - милость, волею Аллаха лишены этого права, ибо "если [некто] призывает кого-то помимо Аллаха, не имея доказательства, то расчет его - непосредственно перед Аллахом". Биги говорит, что если бы мутакаллимы хранили молчание относительно того, "кого миловать, а кого казнить", то в своем отношении к Корану выглядели бы более пристойно. Далее, Биги, повторяя, что прощены будут представители всех верований, говорит, что даже заменив выражение "тот, у кого нет доказательства" на выражение "если призывает кого-то, кроме Аллаха, тот, у кого нет доказательства", то и он не лишен будет Божьей милости. Видимо, здесь речь идет о том, что люди, придерживающиеся своих верований, но остающиеся объективно рабами Аллаха, "делают это только по незнанию, только оттого, что не имеют доказательств своего заблуждения".

Биги пишет о том, что идея абсолютной Божьей милости проходит через весь Коран. И одну из причин отсталости мусульманских народов он видит в незнании сути Священного Писания, в том числе важного его принципа о всепрощении Аллаха.

Взгляды Биги об универсальной Божьей милости разделял видный мыслитель, философ Зия Камали (1873-1942).


[*] Фрагмент статьи: Шарипова Р.М. Ислам доверяет разуму // Фундаментализм. - М.: Институт востоковедения РАН - Изд. "Крафт+", 2003. - с. 97-105.
[1] Исхаков Д. Проблемы становления и трансформации татарской нации. С. 20.
[2] Цит. по: Хайрутдинов А. Муса Бигиев об универсальности божьей милости. - Мир ислама. Казань, 1999, № 1-2. С. 173. Дальнейшие цитаты преведены по этому источнику.

Сайт создан в системе uCoz